Как добавлять в пользовательский сборник собственные расценки?

Порядок формирования пользовательского сборника во многом похож на составление локальной сметы. В ходе работы с пользовательским сборником можно добавить в документ новый раздел (нажатием кнопки Раздел на панели инструментов на вкладке Документ), новую таблицу в текущий раздел (нажатием кнопки Подгруппа там же), новую расценку в текущую таблицу (нажатием кнопки Позиция там же).
гранд-смета, нет лицензии
При добавлении расценки необходимо прежде всего ввести по колонкам в добавленной строке основную информацию по расценке: обоснование, наименование, единицу измерения, прямые затраты (в том числе стоимость по статьям прямых затрат).

Для ввода и корректировки той или иной дополнительной информации по расценке необходимо выделить курсором нужную расценку в списке и нажать кнопку Доп. информация на вкладке Документ (либо клавишу F3 на клавиатуре). Окно с дополнительной информацией о расценке в пользовательском сборнике выглядит точно так же, как и при работе со сборниками нормативной базы – каждая группа нормативов представлена на соответствующей закладке: Состав затрат, Состав работ, Разложение по зонам, Примечания, Коэффициенты, Прочие.

Но в отличие от нормативной базы, где информацию можно только просматривать, в пользовательском сборнике доступны любые корректировки. Например, на закладке Состав работ вводится последовательность технологических операций при выполнении данной работы, а на закладкеКоэффициенты можно сформировать перечень поправочных коэффициентов к данной расценке, указывая каждый раз значение коэффициента и условия его применения.

Для последующего использования расценки в локальных сметах важно правильно задать в расценке вид работ на закладке Прочие, чтобы в дальнейшем при добавлении этой расценки в смету для неё сразу были установлены нужные нормативы накладных расходов и сметной прибыли. После нажатия здесь кнопки Изменить выбор вида работ осуществляется перетаскиванием мышью из справочника видов работ.
гранд-смета, нет лицензии
Наиболее трудоёмким этапом процесса создания пользователем собственной расценки является формирование ресурсной части расценки. При этом можно выполнять необходимые действия в окне с дополнительной информацией на закладке Состав затрат, выбирая каждый раз нужный вариант в выпадающем меню Добавить.
гранд-смета, нет лицензии
Аналогично, можно находиться в списке расценок пользовательского сборника и добавлять нужные ресурсы в ресурсную часть текущей выделенной расценки при помощи кнопок из группы команд Вставка ресурса на панели инструментов на вкладке Ресурсы.
гранд-смета, нет лицензии
В обоих вышеуказанных вариантах необходимо вручную вводить по колонкам все характеристики добавленного ресурса: код, наименование, единицу измерения и цену за единицу. Поэтому гораздо удобнее выбирать готовые ресурсы из соответствующих сборников нормативной базы: тарифные ставки оплаты труда, сборник сметных цен на эксплуатацию машин, сборник сметных цен на материалы. Добавление в расценку ресурсов из сборников нормативной базы осуществляется методом перетаскивания мышью в режиме Два окна.
гранд-смета, нет лицензии
Разумеется, для каждого добавленного в расценку ресурса необходимо также указать его норму расхода.

Ещё более удобный способ формирования ресурсной части расценки пользовательского сборника состоит в том, чтобы скопировать соответствующие данные из какой-либо расценки, находящейся в основной нормативной базе.

Например, открыв для расценки в основной нормативной базе окно с дополнительной информацией на закладке Состав затрат, можно выделить там группу ресурсов и выполнить стандартную команду Копировать. После чего остаётся только в расценке пользовательского сборника выполнить другую стандартную команду Вставить.

Точно так же, беря за основу подходящие расценки из основной нормативной базы, можно при помощи стандартных команд Копировать и Вставить через буфер обмена сформировать в расценках пользовательского сборника состав работ и перечень коэффициентов.
Замечание: Имея в пользовательском сборнике список собственных расценок, можно напрямую добавлять их в локальную смету по обоснованию, как это делается с расценками из основной нормативной базы. Для этого необходимо выполнить одну дополнительную настройку в конфигурации выбранной в программе нормативной базы, о чём будет рассказано в следующем пункте.